Главная / Статьи / Многоосные «проходимцы»: история грузовиков-вездеходов

Статьи

« Назад

Многоосные «проходимцы»: история грузовиков-вездеходов  11.04.2016 05:52

Многоосные «проходимцы»:
история грузовиков-вездеходов
85 лет назад на испытания вышел первый в мире четырехосный полноприводной грузовик CAW английской фирмы Guy Motors. Вскоре появилось еще несколько подобных вездеходов, включая отечественный ЯГ-12. Расскажем, чем конструкторов грузовиков привлекла многоосная компоновка

В конце 1920-х годов популярность набирали грузовики повышенной проходимости. Тогда самым простым и надежным способом улучшения ходовых качеств автомобиля 4х2 считалась замена заднего моста двухосной тележкой. Еще лучшие характеристики показывали модели, у которых на колеса задних мостов монтировались съемные гусеницы. Многие автомобильные фирмы Европы и Америки развернули выпуск таких машин. Но самую высокую проходимость обещали показать грузовики с колесной формулой 6х6 и 8х8.

БРИТАНСКИЙ ПЕРВОПРОХОДЕЦ

Первой проблему создания грузовика типа 8х8 решила британская фирма Guy Motors. Во время разработки четырехосника, получившего обозначение Guy 8WD CAW, англичане использовали опыт постройки модели 6х4. Энергетику обеспечивал 6-цилиндровый 96-сильный двигатель (7,63 л), который работал вместе с механической 4-ступенчатой коробкой передач, демультипликатором и двухступенчатой раздаткой, имевшей три выходных вала. Из них центральный передавал усилие к задним проходным мостам с червячными главными передачами. А каждый из двух коротких поперечных валов с помощью бортовых червячных редукторов и карданных валов обеспечивал привод левой и правой пар передних управляемых колес. Последние могли отключаться, а посему усилие распределялась между задними мостами. Лебедка приводилась в действие от коробки передач.

В конце 1920-х годов распространение получили грузовики типа 6х4

Заднюю подвеску выполнили по схеме WD, получившую свое название благодаря инженерам британского военного министерства (War Department). За счет удачного решения эта конструкция (ныне известна как рессорно-балансирная тележка) получила широкое применение на трехосных автомобилях. Два передних моста снабжались полуэллиптическими рессорами типа Woodhead, дополненными рычагами-компенсаторами. Ножной тормоз с вакуумным усилителем действовал только на колеса третьей оси, что оказалось недостаточно для четырехосного грузовика.

Грузовик оборудовали колесами с односкатной ошиновкой. На шоссе автомобиль мог перевозить не более 5 т груза, а также буксировать трехтонный прицеп. Машина получилась сложной. Для управления внедорожником в кабине пришлось расположить шесть рычагов и три педали. Замысловатостью отличался привод передних ведущих колес, включавший 8 карданных шарниров и три пары червячных передач. На бездорожье 8WD CAW показал невиданную доселе проходимость. Максимальная скорость составляла 50–55 км/ч. Однако техническая сложность, недостаточная надежность и недоведенность конструкции преградили путь к серии.

НАШ ОТВЕТ ЧЕМБЕРЛЕНУ

В ту пору Ярославский государственный автозавод (ЯГАЗ) №3 получил задание разработать на базе Я-5 полугусеничный вариант по типу французского вездехода «Сомуа». Но едва конструкторы приступили к работе, как получили новый заказ — создать грузовик 8х8, аналогичный внедорожнику CAW.

Армейские чиновники очень торопились, и руководство ЯГАЗ получило четкое указание: догнать британского соперника до того, как он появится на мировом авторынке. Ведь фирмы Armstrong Siddeley и Leyland уже проектировали подобные изделия. Так ЯГАЗ втянули в битву умов.

Разработку грузовика с индексом ЯГ-12 возглавил заведующий конструкторским отделом А. С. Литвинов. Базой для новинки послужил серийный ЯГ-10 (6х4). Чтобы превратить его в машину с колесной формулой 8х8, заново создали переднюю двухосную тележку с четырьмя ведущими и управляемыми колесами, доработали трансмиссию и подобрали потяжелевшему грузовику более мощный мотор. Задняя тележка осталась неизменной.

Первый в мире грузовик с колесной формулой 8х8 Guy 8WD CAW

Подходящего отечественного двигателя не было, потому использовали американскую рядную «шестерку» Continental 22Р (8190 см3) мощностью 120 л. с. Многодисковое сухое сцепление и механическая 4-ступенчатая коробка передач Brown Lipe 554 перекочевали с ЯГ-10. Усилие на двухосные переднюю и заднюю тележки передавалось от вновь спроектированной раздаточной коробки, которую связывали с коробкой передач и главными передачами второго и третьего ведущих мостов карданные валы. Усилие на первый и последний ведущие мосты передавали отдельные карданные валы от второго и третьего мостов соответственно. Закрепленная на подрамнике силового агрегата двухступенчатая раздатка заметно увеличила силовой диапазон трансмиссии и приводила лебедку.

Для привода передних колес конические одинарные главные передачи жестко прикрепили к раме машины, а крутящий момент к управляемым колесам передавали короткие поперечные карданные валы, на обоих концах каждого из которых установили универсальные шарниры равных угловых скоростей, что вкупе с изогнутыми балками мостов позволило выполнить подвеску по схеме De Dion. Роль упругих элементов и одновременно балансиров выполняли две пары расположенных с обеих сторон рамы обратных полуэллиптических рессор, которые опирались на неразрезные балки мостов.

Неизученность работы полноприводных многоосных трансмиссий заставила отказаться от межосевых и межтележечных дифференциалов. Тем не менее в приводе использовалось 9 карданных валов, 18 универсальных шарниров, 30 шариковых и 12 роликовых подшипников. Червячный рулевой механизм от Я-5 связали продольной рулевой тягой с управляемыми колесами второй оси и уже через них другой продольной тягой с колесами первой оси. Рабочие колодочные тормоза с механическим приводом и вакуум-усилителем установили только в колесах задней тележки. Для буксировки прицепа использовали стержневую сцепку. Лебедку разместили под кузовом между передней и задней тележками, поэтому трос подавался и назад, и вперед.

Испытания Guy 8WD CAW начались в 1931 году

Позади трехместной деревянной кабины разместили укороченный кузов от ЯГ-10. Бензобак находился под сиденьем водителя. Машина получила стандартные шины 40х8 дюймов без развитых грунтозацепов. Их накачивание выполнял поршневой компрессор, стоявший на коробке передач.

На шоссе ЯГ-12, изготовленный в ноябре 1932 г., вез 12, а на бездорожье 8 т груза. Для преодоления рыхлых участков дороги на колеса задней тележки монтировались резинометаллические гусеницы шириной 460 мм. Скорость 20-тонного грузовика достигала 45 км/ч. Радиус поворота у 6,6-метрового вездехода не превышал 9 м. На местности он преодолевал рвы шириной до 1,5 м, броды глубиной 0,6 м и подъемы крутизной 30°, уверенно двигался по косогору и полуметровой снежной целине.

В ПОГОНЕ ЗА ЛИДЕРАМИ

Конкуренты тоже не сидели сложа руки. Фирма Armstrong-Siddeley в 1932 г. на базе двухосного Pavesi Р4 (4х4) создала бесподвесочный вездеход Pavesi 8x8 с шарнирно-сочлененной рамой и радиальным 5-цилиндровым мотором воздушного охлаждения мощностью 30 л. с. Следом появился прототип сочлененного грузовика 8х8 с рядным двигателем.

Главными изюминками армейского грузовика 8х8 фирмы Leyland, изготовленного в 1933 г., стала бескапотная компоновка и равномерно расположенные по базе односкатные колеса с шинами низкого давления, которые были и ведущими, и управляемыми. На шоссе машина перевозила 3 т, а в каждом из двух 4-осных прицепов еще по 6 т. Но на проселке грузовик буксировал только один прицеп. Полная масса автопоезда — 21,22 т.

Отечественный ответ иностранцам — вездеход ЯГ-12

Английская Morris Commercial Cars на базе легкого грузовика Commercial D type 30 CWT 6х4 Lorry с 50-сильным мотором создала экспериментальный образец Experimental Light Lorry 8x8. Спереди установили обычные задние мосты, но между полуосями и самими колесами расположили дополнительные карданные шарниры, а уже после них крепились колеса. Все бы хорошо, но небольшие колеса заметно снижали проходимость.

В 1933 г. в Академии моторизации и механизации РККА под руководством Е.А. Чудакова построили, а в начале 1934 г. испытали экспериментальный автомобиль с колесной формулой 8х8. Машина с задним расположением двигателя имела независимую подвеску односкатных колес, средняя пара которых была сближена, а крайняя разнесена.

Армейский грузовик 8х8 фирмы Leyland

В 1933–1935 гг. британская компания AEC построила три бескапотных 130-сильных тягача Type 851 (8x8), способных буксировать два прицепа полной массой 15 т со скоростью 45 км/ч. В 1933 г. один тягач продали в Австралию, а два автомобиля в 1935 г. приобрел СССР.

Еще три тягача AEC Government Roadtrain (8х8) в 1934 г. изготовила фирма Hardy Motors, филиал компании AEC. Каждый автопоезд состоял из восьмиколесного тягача с мотором мощностью 130 л. с. и двух восьмиколесных прицепов. Первая и последняя оси тягача поворачивались в противоположном направлении, обеспечивая хорошую маневренность.

Экспериментальный образец Morris Experimental Light Lorry 8x8

Бесценный опыт создания первых моделей 8х8 серьезно повлиял на развитие многоосных тягачей, транспортеров и специальных изделий, появившихся уже после Второй мировой войны.

Сочлененный автомобиль Armstrong-Siddeley Pavesi 8x8 с радиальным двигателем