Главная / Статьи / Широкопрофильные шины для грузовиков: почему одни их ругают, а другие хвалят

Статьи

« Назад

Широкопрофильные шины для грузовиков: почему одни их ругают, а другие хвалят  19.11.2021 19:16

Одинарные широкопрофильные шины рекламировались, как чудеса экономии топлива и массы, когда они впервые появились на рынке. И хотя снижение массы остается бесспорным, сдвоенные шины с низким сопротивлением качению сократили разрыв в экономии топлива, так считают перевозчики за океаном. Несмотря на то, что американские шины существенно отличаются от европейских, которые попадают в РФ, снижение эксплуатационных расходов актуально для всех транспортных компаний.


Андрей Карасев

В настоящее время некоторые автопарки отказались от широкопрофильных шин из-за жалоб на быстрый износ, проблемы с возможностью восстановления, а также из-за опасений по поводу сцепления или риска оказаться в затруднительном положении из-за их прокола. Но многие другие автопарки придерживаются широких «синглов», и сообщают об отличном сроке службы шин, экономии топлива и, в целом, удовлетворительном опыте.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 01_goodyear_wide_base_tires.png

«Синглы» с широким профилем работают для одних лучше, чем для других, - говорит президент компании MD Alignment Майк Беккет. - Думаю, что эксплуатирующие организации разделяет способность жестко контролировать работу шин. У вас должно быть правильное внутреннее давление, вы должны использовать правильные оси, и вы должны сохранить правильную установку осей ‑ выравнивание. Парки, которые ставят это во главу угла, обычно успешны».

Широкопрофильные шины для грузовиков: почему одни их ругают, а другие хвалят

Беккет считает, что тонкостенные осевые балки склонны к изгибу, что может привести к быстрому износу внутренней плечевой зоны шины. Он говорит, что это явление присутствует на ведущих мостах и осях прицепов, использующих, как сдвоенные, так и широкопрофильные шины, но оно более выражено на последних, особенно, если «синглы» установлены на колесах с большим вылетом.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 02_maxresdefault-1024x576.jpg

Эксперт советует автопаркам, у которых есть проблемы с внутренним износом плеча шин, усилить оси, приварив отрезок стального уголка к верхней части силовой балки.

Широкопрофильные шины для грузовиков: почему одни их ругают, а другие хвалят
Компания Yokohama имеет в своем портфолио одинарные широкопрофильные шины.

«Клиенты говорят нам, что это решает проблемы износа внутренней части плеча, - говорит Майк Беккет. - Если вам нужны преимущества шин с широким протектором, но не чрезмерный износ внутренней плечевой зоны, вам, вероятно, следует обратить внимание на характеристики оси. Выбирайте оси с более толстыми балками».

Утверждение Беккета оспаривается некоторыми автопроизводителям, но он настаивает на своём. Рекомендации Michelin по широким одинарным шинам аналогичны рекомендациям Беккета. Широкие одиночные шины подвержены той же рабочей динамике, что и сдвоенные шины. Michelin заявляет, что давление в шинах, нагрузка на автомобиль, геометрия осей, эксплуатация и тип дороги - все это влияет на то, как шина изнашивается и работает.

Широкопрофильные шины для грузовиков: почему одни их ругают, а другие хвалят
Michelin для модели X One Energy Line D 445/50R22.5 рекомендует давление 6,8 бар при полной нагрузке.

«Подобно шинам управляемой оси, которые монтируются в виде единой сборки, широкие одинарные шины на ведущей оси или оси прицепа требуют такого же внимания и заботы, - говорит менеджер бизнес-сегмента Michelin в Северной Америке по перевозкам на большие расстояния Карл Ремек. - Шины демонстрируют характеристики износа, вызванные внешними силами, такими как плохая центровка, ослабленные или изношенные компоненты подвески».

Майк Беккет (MD Alignment) добавляет, что сдвоенные и одинарные шины с широким основанием одинаково реагируют на различные механические проблемы, но признаки износа обычно усиливаются, потому что поверхность протектора только одна, а не две. «Они не обязательно более подвержены износу, они просто более четко показывают признаки, - объясняет эксперт. - Они кажутся менее «всепрощающими», чем двойные шины».

Многие проблемы с шинами могут быть связаны с технической спецификацией конкретного ТС. Это делает выравнивание ведущего моста и осей прицепа особенно важным, даже если широкие шины не являются обычным явлением для автопарков.

Владелец-оператор Генри Альберт, который настойчиво преследует цель экономии топлива лучше 10 миль на галлон (23,5 л/100 км), хвастается своими широкими одинарными шинами. Прошлой осенью он снял с эксплуатации комплект ведущих шин Michelin X One Energy после пробега более чем 610 тыс. км. Он говорит, что осталось еще 2,4 мм резины протектора, но с приближением зимы он хотел немного больше резины на протекторе.

«Это хороший срок службы шин, и нет ничего необычного в том, что широкие одиночные шины демонстрируют такую ходимость, если вы за ними ухаживаете», - говорит Генри Альберт. Специалист регулярно тестирует оси на грузовике с помощью инструментов Alignment MD, и поддерживаю давление в шинах 100 фунтов на квадратный дюйм (6,8 бар) с помощью системы TPMS.

Широкопрофильные шины для грузовиков: почему одни их ругают, а другие хвалят

Система контроля давления в шинах – важный элемент повышения ходимости «синглов».

Одинарные шины с широким протектором кажутся более чувствительными к неправильному внутреннему давлению, чем сдвоенные. Чрезмерное накачивание широких одиночных шин может исказить форму шины, особенно при небольшой нагрузке, заставляя центр протектора контактировать с дорогой. Это, как объясняет Беккет, изменяет окружность шины и ведет к истиранию плечевой зоны.

Чрезмерное накачивание также делает шину более восприимчивой к повреждениям. «Повышенное давление увеличивает вероятность порезов беговой дорожки, ударов, проколов и повреждений от ударов в результате уменьшения прогиба боковины и увеличения её жёсткости, - говорит Ремек. Он советует поддерживать давление во всех шинах, основываясь на рекомендациях производителя шин и руководства по эксплуатации автомобиля.

Например, рекомендация Michelin для модели X One Energy Line D 445/50R22.5 составляет 100 фунтов на квадратный дюйм (6,8 бар) при нагрузке 17000 фунтов (7711 кг) на ось. Таблицы нагрузки и накачки шин Bridgestone также рекомендуют 100 фунтов на квадратный дюйм для своих 445/50R22.5 широкопрофильных покрышек. У Goodyear, Yokohama и других производителей есть свои рекомендации.

А что касается проблемы с проколами, из-за которого грузовики оказываются застрявшими и неспособными «хромать» для ремонта, Альберт подчеркивает, что он никогда не слышал о том, чтобы шины, накачанные должным образом, вышли из строя, если они не столкнулись с чем-то на дороге.

С учетом всего сказанного, автопарки, в которых нет строгой шинной политики, лучше остановиться на двускатной ошиновке. В свою очередь, предприятия, которые серьезно относятся к обслуживанию шин и должным образом следят за состоянием техники, увидят выигрыш в производительности и экономии топлива от широкопрофильных шин. Ничто в жизни не дается бесплатно.

ОДИНАРНЫЕ ВМЕСТО СДВОЕННЫХ

«Сингл» или «Супер сингл» (Super Single — термин, введенный и зарегистрированный компанией Goodyear) призван обособить новое поколение шин, проще именуемых одинарными. Первые «синглы» появились на рынке в начале двухтысячных годов. В США фурор они не вызвали. Из-за того что площадь пятна контакта таких шин меньше чем сдвоенных, а эпюра распределения давления W-образной формы «синглы» были запрещены на государственных дорогах США и в Канаде. Потом без какой-либо шумихи появились шины второго поколения, имеющие более ровное распределение давление в пятне контакта. Их стали разрешать местные администрации. Сегодня такую продукцию имеют в своем портфолио Bridgestone, Goodyear, Michelin, Yokohama и другие крупные шинные компании.